Роль государственного земельного надзора в повышении эффективности использования земель.

2 июн. 2017 г.

Государственный земельный надзор одна из основных функций управления земельными ресурсами. От состояния этого вида надзора зависит сохранение земли как природного ресурса, основы жизни и деятельности граждан России.

Основными принципами осуществления государственного земельного надзора является обеспечение законности, приоритет мер предупреждения правонарушений в области земельных отношений и неотвратимости наказания за совершенные нарушения земельного законодательства, восстановление нарушенных прав собственников земли и землепользователей.

Как показывает практика, осуществление государственного земельного надзора ориентирует собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли на рациональное использование земельных участков согласно с их целевым назначением и условиями предоставления, на соблюдение установленных законодательством требований. Привлечение правонарушителей к административной ответственности и устранение допущенных нарушений земельного законодательства позволяют восстановить нарушенные права законных владельцев земельных участков, своевременно вернуть землю в хозяйственный оборот.

Государственный земельный надзор в России осуществляется на основании статьи 71 Земельного кодекса Российской Федерации.

Полномочия по организации и осуществлению земельного надзора возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные отделы в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Правилами взаимодействия Федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1515 (далее – Порядок), Положением «О государственном земельном надзоре», утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1.

Государственный земельный надзор на территории Аргаяшского муниципального района Челябинской области осуществляется на основании утвержденных планов проверок соблюдения земельного законодательства, утвержденных Главным государственным инспектором Челябинской области по использованию и охране земель. Ежегодные планы проверок на текущий год размещаются на сайте Управления Росреестра по Челябинской области- justupr@chel.surnet.ru

В настоящее время государственные инспекторы по использованию и охране земель обладают достаточными полномочиями, позволяющими эффективно выполнять возложенные на них задачи по обеспечению соблюдения организациями, их руководителями и должностными лицами, а также гражданами земельного законодательства, требований охраны и использования земель.

Существует ряд требований, которые предъявляются к должностному лицу - (государственному земельному инспектору) осуществляющему проверку. О них следует знать и тем, в отношении кого эта проверка проводится. Государственный инспектор обязан предъявить служебное удостоверение, копию распоряжения или приказ о проведении проверки.

Наиболее распространенным видом нарушения, выявляемых при проведении проверок соблюдения земельного законодательства является использование земли, прилегающей к их строениям, без оформленных документов.

Самовольно занятую территорию занимают под гаражи, складирование строительных материалов, сенажа или делают подъездные пути, засаживают огороды, устанавливают заборы. Между тем, прилегающая земля, как правило, относятся к землям общего пользования и находятся в государственной собственности и соответственно, использование земель общего пользования образует состав административного правонарушения, как самовольный захват по ст.71 КоАП РФ.

Встречаются и такие нарушения, как использование земельного участка не по целевому назначению или не использование земельного участка вообще, что образует состав ст. 8.8 КоАП РФ.

По результатам проведения проверки, если нарушения не выявлены, составляется акт проверки соблюдения норм земельного законодательства,

а в случае выявления нарушения составляется протокол об административном правонарушении и одновременно выдается предписание об устранении выявленных нарушений земельного законодательства. Выявленное нарушение земельного законодательства является основанием для привлечения лица, к административной ответственности.

Административная ответственность применяется в виде штрафа, налагаемого на юридических лиц, должностных лиц, а также граждан в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Штрафы, в настоящее время, достаточно весомые так, например, за самовольное занятие земельного участка или части земельного участка ст.71 КоАП РФ лицом, не имеющим предусмотренных законодательством РФ прав на земельный участок влечет наложение административного штрафа от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не мене 5000 тысяч рублей.

Во избежание наложения штрафа, рекомендуем всем собственникам, арендаторам, пользователям земельных участков совершить следующие действия

1. Проверить документы на земельные участки.

2. Уточнить фактическую площадь используемого земельного участка с площадью указанной в документах.

3. В случае расхождения фактической площади земельного участка с площадью, указанной в документах на земельный участок, необходимо обратится к кадастровому инженеру для уточнения и внесения изменений.

4. Ознакомиться на официальном сайте justupr@chel.surnet.ru Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с планами проверок и уточнить, не будет ли в отношении Вас в текущем году проводится проверка.

Если Вы заблаговременно совершите эти действия, то государственный инспектор Вам не будет страшен.

Сохранение и эффективное использование земельных ресурсов является одной из ключевых функций государства. В месте с тем нужно помнить, что сохранение земельных ресурсов это долг каждого из нас перед будущими поколениями.



Просмотров: 3790