О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках
14 апр. 2016 г.
Почему
важно задекларировать свои зарубежные
счета и активы именно сейчас?
В последние несколько лет вопросы
деофшоризации и повышения налоговой прозрачности занимают ключевое место в
налоговой в повестке стран-членов “Группы Двадцати”, ОЭСР и ЕС.
Международным сообществом проводится серьезная
системная работа по пересмотру и совершенствованию международных и национальных
налоговых правил направленная на устранение возможностей для сокрытия активов и
финансовых счетов в так называемых офшорах. Существенным изменениям
подвергается, в том числе, законодательство в области валютного контроля,
противодействия отмыванию доходов и финансированию терроризма, контролируемых
иностранных компаний, а также правила раскрытия бенефициарных собственников.
Сегодня для налоговых органов всего
мира, включая ФНС России, фактически перестала существовать банковская тайна. С
1 июля 2015 года Российская Федерация, присоединившись к Совместной конвенции
ОЭСР и Совета Европы о взаимной административной помощи по налоговым делам и
ФНС России уже имеет возможность направлять налоговые запросы в более чем 90
стран и юрисдикций, включая так называемые офшоры.
Вместе со странами-членами “Группы
Двадцати” и ОЭСР ФНС России участвует в работе по внедрению современных
электронных способов информационного обмена сведениями о финансовых счетах и
зарубежных активах между налоговыми органами различных стран и юрисдикций. В
2017 году будет введена в эксплуатацию общая для всех стран система для
взаимного обмена сведениями об иностранных счетах, имуществе и активах
иностранных налоговых резидентов в налоговые органы стран, резидентами которых они являются. ФНС
России подключится к этой системе в 2018 году и начнет получать указанные
сведения из офшоров в электронном систематизированном виде. Полученные сведения
будут использоваться ФНС России для осуществления мер налогового контроля в
отношении лиц, владеющих зарубежными активами и финансовыми счетами, что
создает определенные риски для граждан, до сих пор полагающихся на
существовавшую в прошлом непрозрачность офшорных юрисдикций.
Какое решение предлагается российским
налогоплательщикам?
С 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года
в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015г. № 140-ФЗ «О добровольном
декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
российские налогоплательщики могут сообщить о своих активах и счетах, заполнив
и подав специальную декларацию в налоговый орган по месту жительства или в ФНС
России.
Представить специальную декларацию могут как российские, так
и иностранные граждане. Важно помнить, что исполнение обязательств,
предусмотренных налоговым и валютным законодательством, часто связано с
вопросами резидентства, которое не всегда совпадает с гражданством.
Какие гарантии и преимущества получает
подавший специальную декларацию?
Лица, подающие налоговую декларацию получают следующие
преимущества:
1.
Операции
по передаче имущества его номинальным владельцем фактическому владельцу
имущества освобождаются от налогообложения в соответствии с законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах.
2.
Специальные
декларации или информация о которых содержится в специальной декларации,
освобождаются от взыскания налога в случае неуплаты или неполной уплаты налога,
при условии если обязанность по уплате такого налога возникла у декларанта и
(или) иного лица в результате совершения до 1 января 2015 года операций,
связанных с приобретением (формированием источников приобретения),
использованием либо распоряжением имуществом и (или) контролируемыми
иностранными компаниями (КИК), информация о которых содержится в специальной декларации,
либо с открытием и (или) зачислением денежных средств на счета (вклады),
информация о которых содержится в специальной декларации.
3.
Освобождение
от следующих составов уголовных преступлений, совершенных до 1 января 2015 года,
если эти деяния связаны с приобретением (формированием источников
приобретения), использованием либо распоряжением имуществом и (или)
контролируемыми иностранными компаниями (КИК), информация о которых содержится
в специальной декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением денежных
средств на счета (вклады), информация о которых содержится в специальной
декларации (данный список является исчерпывающим):
·
Статья 193 УК РФ "Уклонение от исполнения
обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте
Российской Федерации";
·
Статья 194 УК РФ (часть 1 и 2) "Уклонение от
уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица"
(в особо крупном размере, по предварительному сговору группой лиц);
·
Статья 198 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и
(или) сборов с физического лица";
·
Статья 199 УК РФ "Уклонение от уплаты налогов и
(или) сборов с организации";
·
Статья 199.1 УК РФ "Неисполнение обязанностей
налогового агента";
·
Статья 199.2 УК РФ "Сокрытие денежных средств либо
имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счёт которых
должно производиться взыскание налогов и (или) сборов".
4. Освобождение от административной ответственности в случае выявления факта
нарушения законодательства Российской Федерации при приобретении (формировании
источников приобретения), использовании либо распоряжении имуществом и (или)
контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых содержится в
декларации, а также при совершении валютных операций и (или) зачислении
денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в
декларации, по основаниям, предусмотренным статьей
14.1 КоАП «Осуществление предпринимательской деятельности без государственной
регистрации или без специального разрешения (лицензии)»;
5.
Освобождение от ответственности за
налоговые правонарушения, если эти правонарушения связаны с приобретением
(формированием источников приобретения), использованием либо распоряжением
имуществом и (или) контролируемыми иностранными компаниями, информация о
которых содержится в декларации, и (или) с открытием и (или) зачислением
денежных средств на счета (вклады), информация о которых содержится в
декларации.
Может
ли ФНС использовать сведения, представленные в специальной декларации, для
налоговых проверок или передавать их третьим лицам без согласия лица,
представившего специальную декларацию?
Информация, содержащаяся в специальной
декларации, так же как и сам факт подачи уточненной декларации:
- Не
может быть основанием для проведения камеральной проверки;
-
Не может быть основанием для проведения выездной проверки;
-
Является налоговой тайной и не может быть использована в качестве
доказательства.
Разглашение информации, указанной в
специальной декларации, запрещено законом (ст. 183 УК РФ).
Что еще полезно знать о добровольном
декларировании?
Форма специальной декларации и порядок
ее заполнения и представления размещены на официальном сайте ФНС России
www.nalog.ru в разделах «Деофшоризация и
декларирование зарубежных активов» (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/deooffshore/) и «Прием
специальных деклараций (декларирование активов и счетов)» (https://www.nalog.ru/rn77/taxation/specdecl/).
Порядок приема и учета специальных
деклараций был доведен до сведения Управлений ФНС России по субъектам
Российской Федерации письмом от 25.06.2015 № ОА-4-17/11035@.
Также ФНС России подготовила информационную брошюру (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/brochure/), в которой в доступной форме изложены
особенности уплаты налогов в Российской Федерации при ведении бизнеса за
границей или при наличии зарубежных активов, объясняется, как избежать двойного
налогообложения, какая информация подлежит раскрытию, а также многие другие
вопросы декларирования зарубежных
активов и счетов.
Просмотров: 2630